Вторая градация нравится мне своей простотой, самоочевидностью и тем, что она очень многое проясняет как в предыдущей градации, так и в третьей градации, о которой мы будем говорить чуть позже. (Всего будет три градации уровней лояльности).
Вторая градация очень простая.
Первый уровень – Лояльность на рациональном уровне.
Далее следует – Лояльность на эмоциональном уровне.
И самый высший уровень лояльности с точки зрения данной градации – Лояльность на духовном уровне.
Это трехуровневая градация: лояльность на рациональном уровне, лояльность на эмоциональном уровне и лояльность на духовном уровне.
Вовлеченность – совершенно эмоциональное состояние. Это лояльность на эмоциональном уровне.
Одно из определений понятия «эмоция» – не единственное и неполное, кстати, – говорит о том, что эмоция является проявлением избыточной мотивации.
Так вот вовлеченность – это как раз тот случай. Человеку настолько не все равно, что с его компанией, человек настолько вовлёкся в жизнь, в дела компании, в ее проблемы, в ее сложности и в ее успехи, что он, в общем, живет с довольно сильными эмоциями – он вовлечен.
То есть вовлеченность является, совершенно очевидно, лояльностью на эмоциональном уровне.
А вот преданность,
та самая преданность, о которой мы только что говорили, – преданность, конечно, является проявлением лояльности на духовном уровне, когда существует нечто большее, чем рациональность, и нечто большее, чем эмоциональность.
Существует что-то, что невозможно объяснить чисто рациональными соображениями или только эмоциональным анализом. Когда существует что-то, что иногда называют честью, совестью, чувством долга.
Мы это называем в контексте нашей темы, мы это называем преданностью. (Подошло бы и слово «верность», кстати сказать. Ничуть не хуже, чем слово «преданность». Мы просто выбрали слово «преданность»).
Преданность является проявлением лояльности на духовном уровне.
Обратите внимание, что приверженность оказалась на границе между эмоциональной лояльностью и духовной лояльностью.
Это не ошибка. Именно так оно и есть. Приверженность начинается с эмоции. Не может не начинаться с эмоции. Именно эмоциональное состояние является спусковым триггером для того, чтобы возникла приверженная лояльность, но, развиваясь, приверженность переходит в сферу уже больше, чем эмоциональную, – в сферу духовную, в своей высшей точке представая в форме преданности.
Итак, мы с вами разобрали вторую градацию. Это была трёхуровневая градация: рациональная лояльность, эмоциональная лояльность и духовная лояльность.
Эта градация нравится мне тем, что она дает сравнительно легкий подход к пониманию состояния сотрудника. И очень много проясняет в других уровнях лояльности.
Можете посмотреть видео об этом:
Куда пойти дальше:
-> Как получать от сотрудников максимум?
-> Как создаются эффективные команды?
-> Почему одни компании успешнее других?
Всё о лояльности персонала: как формировать, поддерживать и повышать