Логотип «ОВФ Консалт»

+7 (459) 762-86-04

 
 

 

 
 

 

 
Об услугах нашей консалтинговой фирмыБизнес консалтинг в Москве и регионах  
 

 

Поделитесь понравившимся
материалом с друзьями
или просто сохраните
ссылку для себя
на страничке
в соцсети!

 

 

 

 

Эффективность и производительность

 

Автор: Ирина Файнштейн, © 2015

Харрингтон Эмерсон об эффективности (производительности)

Широта интересов Эмерсона поразительна. Он иллюстрирует свои рассуждения как историческими примерами – от древнего Египта до гражданской войны между Севером и Югом США или Франко-Прусской войны 1870-х гг., так и рассуждениями о различных областях современной ему жизни США – от анализа системы управления на американском военно-морском флоте до анализа организации процесса диспетчеризации на американском железнодорожном транспорте.

Забавно, что в русскоязычном обиходе существуют два варианта перевода оригинального английского названия «Twelve principles of efficiency», в которых использованное Эмерсоном слово «efficiency» переводится то как «производительность», то как «эффективность». С точки зрения англо-русского словаря, так оно и есть – это слово может быть переведено обоими способами. Хотя в английском языке у слова «производительность» есть и другие эквиваленты, например, «productivity», «capacity», «performance». У каждого из этих «эквивалентов», конечно же, имеются свои тонкие оттенки, но все они точно также могут означать «производительность», и если бы Эмерсон хотел говорить именно о производительности как о главной теме своей книги, у него была возможность употребить любое из этих слов. Однако Эмерсон употребляет слово «efficiency». С нашей точки зрения, это значит лишь одно: он говорит на самом деле об эффективности. Как нам кажется, точное название книги должно звучать так: «Двенадцать принципов эффективности».

В чем разница между понятиями «эффективность» и «производительность»? Возможно, кому-то кажется, что это одно и то же…

Отчасти так оно и есть. Многие доступные нам бизнес-тексты ставят знак равенства между двумя этими терминами. Однако нам кажется, что это не совсем точно.

Слово «производительность» может иметь несколько оттенков значения. Вот наиболее распространенный из них. Производительность – это объем продукции, которое предприятие выпускает за определенный отрезок времени. Например, можно сказать, что предприятием за прошлый месяц «достигнута такая-то производительность». В данном смысле, в зависимости от различных факторов, производительность может от периода к периоду расти или снижаться. Например: «в предыдущем месяце производительность предприятия была такой-то, а в этом – такой». Это как бы текущая производительность.

А вот немного другой смысл того же понятия. Если говорят, что «предприятие имеет такую-то производительность» (не «достигнута» – а «имеет»), то, вполне возможно, хотят сказать, что предприятие теоретически способно выпускать такой-то максимальный объем продукции в смену (или в месяц, или в год). Способно, но не факт, что на самом деле выпускает. То есть в данном случае, «производительность» – это способность предприятия выпускать определенный объем за определенный отрезок времени, как бы абсолютная производительность. Некий расчетный, теоретически достижимый, максимум. Он постоянен от периода к периоду на довольно длинном интервале времени, а может быть, и в течение всего срока жизни предприятия.

Эмерсон дает два определения, что такое эффективность.

С одной стороны, эффективность – это отношение полученного полезного результата к затраченным усилиям.

То есть, если подразумевать под «результатом» «производительность», то, в данном контексте, эффективность будет максимальной, когда мы получим максимальную производительность при минимальных усилиях, и эффективность будет невысокой, или даже минимальной – когда мы получим пусть даже и высокую производительность, прикладывая для этого значительные усилия. То есть вполне возможна ситуация высокой производительности и одновременно низкой эффективности.

Иначе говоря, если высокая производительность достигается ценой неимоверных усилий – это нехорошо. По мнению Эмерсона, такое производство не является по-настоящему эффективным, и, значит, подобная ситуация не может быть желанной целью менеджмента. В этом смысле, целью менеджмента должен быть максимальный результат, достигнутый при минимальных усилиях. Именно это Эмерсон и называет настоящей эффективностью.

С другой стороны, Эмерсон определяет эффективность как отношение текущей производительности к теоретически максимально возможной, к абсолютной производительности. То есть, в этом смысле, эффективность может быть, например, 30%, 50%, 80% или 100%. Проценты определяют степень приближения текущей производительности к абсолютной, теоретически максимально возможной. Если эффективность равна 100% – значит, текущая производительность достигла теоретического максимума.

Но Эмерсон пишет, что эффективность может быть и больше 100%!

Эмерсон указывает, что, если достигнута эффективность больше 100%, скажем, 110%, – значит, управленцам предприятия удалось сделать такие преобразования (например: улучшить / рационализировать организацию процесса), которые привели к повышению максимальной (абсолютной) производительности данного рабочего центра 1. В таком случае этот новый максимум производительности следует принять за 100%, и дальше измерять текущую производительность по отношению к нему.


1 В зависимости от контекста «рабочий центр» может означать «предприятие в целом», или «один из цехов предприятия», или даже одно «рабочее место» – в случае если мы ведем обсуждение во внутрицеховом масштабе.

 

 

 
 

35+ причин для беспокойства,
о которых
Владельцу
лучше знать,
чем не знать!

Скрытые симптомы, по которым можно понять, что в бизнесе не все так хорошо, как, возможно, кажется.

Контрольный список типичных бизнес-ситуаций, которые должны привлекать Ваше особое внимание. Рекомендации.

Читать дальше>>>

 

Создание и реструктуризация групп компаний

Мало назвать Ваши компании Группой. Это почти ничто. Группу компаний надо выстроить.

Вместе с Вами шаг за шагом пройдем от выработки идеи до формирования наиболее подходящей структуры Группы компаний и создания Управляющей компании.

Читать дальше>>>

 

Как построить правильные отношения с Генеральным директором?

(Пакет документов
для Владельца)

Владелец, много лет успешно управлявший своим бизнесом, решает отойти от оперативного руководства компанией.

Он нанимает Гене­рального директора...

Читать дальше>>>

 

Работа с дебиторской задолженностью

Работа с дебиторской задолженностью нередко оказывается слабым местом компании. Радостно отгружая товар в отсрочку платежа под обещания клиента заплатить вовремя и в срок, менеджеры по продажам потом находят тысячи объяснений, почему они не могут потребовать от клиента вернуть задолженность...

Читать дальше>>>

 

Оргструктура оптовой компании

3 варианта (примера) организационной структуры оптовой торговой компании.

Если Вы находитесь на этапе переосмысления собственной оргструктуры и Вам интересно, как данные вопросы решены у других компаний, то этот документ для Вас.

Читать дальше>>>

 

Положение об отделе маркетинга

"Положение..." поможет превратить работу Вашей службы маркетинга из мутного шаманства в прозрачную, хорошо структурированную и профессиональную деятельность на пользу Вашему бизнесу.

Читать дальше>>>

 

Положение об оплате труда и материальном стимулировании

Слишком часто в компаниях система оплаты труда и материального стимулирования никак не регламентирована.

Это приводит к тому, что один из основных механизмов мотивации сотрудников работает не в полную силу. Фирма теряет важнейший ресурс своего развития.

Простой шаг — регламентация системы оплаты труда и материального стимулирования работников, — обычно дает ясный и сильный эффект...

Читать дальше>>>

 

Как открыть филиал торговой компании в регионе?

(подробная методика)

Методика предназначена тем компаниям, которые пришли к необходимости развития собственной региональной сети, но еще не имеют достаточного опыта в открытии филиалов...

Читать дальше>>>

 

123consulting@mail.ru

 

Политика конфиденциальности


Copyright © 1999-2017. ООО"ОВФ Консалт", All rights reserved

+7 (495) 762-8604

         

Яндекс цитирования

с 11-Июня-1999

Владельцам — контрольный список для диагностики собственного бизнеса —  35+ причин для беспокойства

ВСЕ ЛИ ХОРОШО В
ВАШЕМ БИЗНЕСЕ?

35+ причин для беспокойства,
о которых Владельцу
лучше знать, чем не знать!

Вы СОБСТВЕННИК бизнеса?

Проверьте, не встречаются ли эти
бизнес-ситуации в Вашей компании.
По окончании Вы получите рекомендации
(анонимно, бесплатно)