Логотип «ОВФ Консалт»

+7 (985) 762-86-04 +7 (985) 762-86-04

 
 

 

 
 

 

 
Об услугах нашей консалтинговой фирмыБизнес консалтинг в Москве и регионах  
 

 

Поделитесь понравившимся
материалом с друзьями
или просто сохраните
ссылку для себя
на страничке
в соцсети!

 

 

 

 

Консалтинг по-русски.
Аналитические заметки

Одни фирмы постоянно пользуются консалтинговыми услугами, другие — время от времени. Надо сказать, что в отечественном варианте интеллектуальная помощь значительно отличается от иностранной модели. Каков же сейчас этот рынок?

  

Специфика современных бизнес-условий такова, что владельцы компаний (независимо от их размера) вынуждены вести активный поиск новых инструментов, позволяющих уверенно чувствовать себя на рынке. Часто предприниматель не может справиться самостоятельно. Помочь ему призваны консалтинговые фирмы.

Под управленческим консалтингом понимают интеллектуальные услуги: профессиональное консультирование предпринимателей (и не только их) в различных сферах бизнеса, выработку рекомендаций для решения сложных проблем в области управления, финансов, юридических вопросов, новых технологий. Это сравнительно молодая отрасль для российской действительности, насчитывающая менее двух десятилетий. Вместе с тем эксперты полагают, что консалтинговые услуги уже преодолели стадию становления.

Анализируя нынешнее состояние интеллектуального сервиса в России, следует отметить, что процесс его образования не похож на формирование аналогичных зарубежных компаний. Так, консалтинг сегодня считают одной из наиболее активно развивающихся бизнес-сфер. Рост в данной области, начинавшейся с юридического консультирования, составляет около 15–20% в год (в последнее время эти цифры значительно увеличиваются).  

Однако решение проблем при помощи профессиональных консультантов стало нормой лишь для части организаций. Значительная доля руководителей отечественных фирм не видят необходимости привлекать внешних консультантов. Вместо этого российские бизнесмены создают внутреннюю консалтинговую структуру или нанимают управляющую компанию, которая сама может пригласить бизнес-консультанта. Первый вариант, по мнению экспертов, оказывается эффективным лишь при работе над стандартными проектами. Между тем представительства иностранных организаций в России чаще других прибегают к услугам консалтинговых фирм.

Консультанты отмечают, что взаимодействию с заказчиком зачастую мешают самоуверенность клиента, сложившиеся стереотипы, недоверие к приглашенным специалистам. Большая часть руководителей бизнеса в решении различных задач полагаются на свои силы и опыт, помощью консультантов пользуется примерно 15% подобных компаний.

Спрос на услуги бизнес-консультантов растет в конкурентных отраслях. Первыми осознали необходимость привлечения внешних специалистов крупные фирмы, работающие в области транспорта и связи, электроэнергетики, металлургии, нефте- и газодобычи. Такие проекты формируют львиную долю доходов консалтинговых компаний. Растет спрос на интеллектуальные услуги среди финансовых, туристических и жилищно-коммунальных организаций, появились обращения от представителей малого и среднего бизнеса, готовых развивать свою деятельность. Редко к консультантам обращаются предприятия госсектора, основной причиной является отсутствие свободных средств.

«На самом деле понятия «крупные компании», «малый бизнес» довольно относительны. Небольшие фирмы, на мой взгляд, являются весьма достойными и желанными клиентами для консалтинговых компаний. Типична такая ситуация: бизнес быстро развивается, а организация продолжает жить по законам маленькой компании. В таких обстоятельствах для нее велика опасность неэффективного внутреннего развития, что чревато неспособностью конкурентно и выигрышно соответствовать требованиям рынка. Но даже если владелец «повзрослевшей» компании готов отдать управление, он далеко не всегда знает, как построить совместную работу с профессиональным топ-менеджером. Ситуация усугубляется, если в организации несколько владельцев, и нет полного единодушия», — считает генеральный директор компании «ОВФ Консалт» Олег Файнштейн.

Согласно данным специалистов, заказчики обращаются за помощью консультанта тогда, когда требуются экспертная оценка ситуации в организации, выработка новых решений, реорганизация, а также определение конкурентных преимуществ. Часто речь может идти о передаче внешним специалистам непрофильных вопросов, таких, как решение кадровых проблем или обеспечение юридического сопровождения. 

Поскольку для рынка управленческого консалтинга характерна определенная неровность (в разное время спросом пользуются различные виды консультирования), многие компании предлагают клиентам комплексный подход. В таких фирмах есть специалисты, разбирающиеся практически во всех сферах, однако предпочтение «универсалы» отдают паре-тройке областей. Имеются и узкоспециализированные агентства, предлагающие конкретный вид помощи. По своей структуре российский рынок консалтинга близок западному, для которого характерно доминирование IT, финансового и стратегического видов консультирования. В частности, примерно от трети до 40% доходов этим компаниям приносит IT-консалтинг. Причин тому несколько. Прежде всего стоимость самих IT-услуг достаточно высока, что требует квалифицированного подхода к внедрению новых технологий, а это уже само по себе подразумевает планирование расходов на консультанта. Кроме того, внедрение IT-проекта влечет за собой перестройку деятельности организации, следовательно, также необходимы рекомендации со стороны профессионала. В противном случае, если работа будет остановлена на каком-то этапе, изначально направленные на модернизацию средства окажутся выброшенными на ветер. При этом нужно учитывать и следующий момент: если несколько лет назад IT-консалтинг подразумевал не более чем помощь в настройке серверов и телекоммуникационного оборудования, то теперь под ним чаще понимают настройку бизнес-процессов компании с использованием информационных технологий. Подобная трактовка позволяет работать в данной отрасли не только узким специалистам, но и традиционным консультантам.

Около двух лет назад вырос спрос на приглашение внешних специалистов для определения стратегии развития бизнеса. На управленческий консалтинг в последнее время приходится примерно треть доходов консультирующих организаций. Данный вид подразумевает многофункциональное решение проблем, связанных с организацией управления системами в различных сферах деятельности. Бизнес-консультант рассматривает совокупность разных аспектов работы фирмы — финансовые, юридические, технологические вопросы. Оптимальный вывод организации из сложившейся ситуации предлагают по итогам проведенного обследования. Как правило, стратегический консалтинг необходим, если требуется перестройка бизнеса, не ясны перспективы развития компании, и снижается эффективность ее деятельности.

Традиционно высок спрос на такие классические виды консалтинга, как финансовое управление, налоговое и юридическое консультирование. Велика доля организаций, основными услугами которых являются аудит и бухгалтерское сопровождение. Причем уровень доверия к международным аудиторским фирмам выше, чем к их российским аналогам: выручка отечественных аудиторских компаний оказывается в разы меньше, чем у иностранцев. Помимо данных сугубо финансовых решений актуальными остаются кадровый и производственный виды консалтинга.

Однако подобный расклад характерен главным образом для московских компаний. За пределами столицы стратегическое консультирование уступает свои позиции налоговому, юридическому и аудиторскому. В целом, говоря о сосредоточении консалтинговых компаний, эксперты отмечают наибольшую востребованность этих услуг в Москве, Санкт-Петербурге, на Урале и в Сибири. Почти в каждом регионе существуют собственные консультационные центры. Консалтинговые услуги представлены тем шире, чем крупнее город.

По различным подсчетам количество консалтинговых фирм разного толка, действующих на российском рынке, составляет около трех тысяч. Число сотрудников, занятых в этих организациях, колеблется от 5 (в самых мелких) до 500 человек (вместе с филиалами). С крупнейшими отечественными компаниями, а также отделениями ведущих международных фирм работают, как правило, иностранные консультанты. Несколько стабильных международных консалтинговых организаций так называемой большой шестерки, которые одними из первых пришли в Россию, освоили практически 50% рынка. Хотя это не всегда оправданно. На средние и небольшие консультационные фирмы приходится не больше 5% рынка. Небольшие компании привлекают клиентов специалистов с именем, крупные имеют возможность пригласить для работы опытных иностранных консультантов.

«По традиции зарубежные консалтинговые компании вызывают большее доверие у заказчиков, нежели российские консультанты. Однако в последнее время клиенты начинают понимать, что одного лейбла «Made in…» недостаточно, ведь чтобы плодотворно работать с российскими клиентами, консультанту необходимо знание реалий местного бизнеса и психологии нашего человека. В противном случае теоретически правильные советы могут оказаться неприменимыми на практике, что случается сплошь и рядом», — делится опытом гендиректор компании «ОВФ Консалт» Олег Файнштейн.

Крупные компании в основном берутся за серьезные долгосрочные проекты, рядовые разовые заказы не становятся предметом борьбы конкурентов. Однако увеличение количества заказов приводит к появлению кадрового соперничества. Главное, на рынке ощутим дефицит консультантов — профессионалов высокого класса. Специалисты склонны переходить из одной фирмы в другую, работать самостоятельно. Более того, консультанты часто предпочитают трудиться в реальном секторе, выбирая в качестве постоянного работодателя крупного заказчика. Эксперты считают, что обращение к внешнему консультанту, который сотрудничает и с другими клиентами, более продуктивно для заказчика. Работая с другими клиентами, специалист получает дополнительный опыт, не отвлекается на текущие проблемы, находится «в теме», способен дать свежую оценку ситуации.

По сравнению с мировыми расценками стоимость услуг консалтинговых компаний в России остается достаточно низкой. Оплата интеллектуальной помощи в разных сферах составляет 40–200 долл. за час работы консультанта (в зависимости от компании и квалификации специалиста). В определенной степени цены сбивают начинающие мелкие консалтинговые фирмы и непрофессионалы. Стоимость услуг иностранных компаний дороже в два — четыре раза, в то время как в регионах ценовой диапазон ниже не менее чем в два раза. При этом минимальная стоимость проекта, за которую соглашается работать крупная консультационная фирма, составляет десять тысяч долларов.

Расценки формируются под влиянием множества факторов, в том числе объема предстоящей работы, числа и квалификации консультантов. Схемы оплаты, предлагаемые на рынке, меняются, хотя это не характерно для международных организаций. Так, заказчику могут предложить фиксированные платежи, плавающие ставки, бонусные схемы. Возможно предоставление скидок при заключении контрактов на разные виды услуг.

Перспективы развития отечественного консалтинга связаны главным образом с активизацией работы консультантов в регионах, ростом профессионализма консалтинговых компаний и переходом на новую ступень развивающихся в настоящее время структур. Ряд специалистов прогнозируют скорое объединение небольших фирм и поглощение мелких консалтинговых агентств крупными организациями.

журнал "Услуги и цены". 31 июля 2006

Другие статьи 

 
 

35+ причин для беспокойства,
о которых
Владельцу
лучше знать,
чем не знать!

Скрытые симптомы, по которым можно понять, что в бизнесе не все так хорошо, как, возможно, кажется.

Контрольный список типичных бизнес-ситуаций, которые должны привлекать Ваше особое внимание. Рекомендации.

Читать дальше>>>

 

Создание и реструктуризация групп компаний

Мало назвать Ваши компании Группой. Это почти ничто. Группу компаний надо выстроить.

Вместе с Вами шаг за шагом пройдем от выработки идеи до формирования наиболее подходящей структуры Группы компаний и создания Управляющей компании.

Читать дальше>>>

 

Как построить правильные отношения с Генеральным директором?

(Пакет документов
для Владельца)

Владелец, много лет успешно управлявший своим бизнесом, решает отойти от оперативного руководства компанией.

Он нанимает Гене­рального директора...

Читать дальше>>>

 

Работа с дебиторской задолженностью

Работа с дебиторской задолженностью нередко оказывается слабым местом компании. Радостно отгружая товар в отсрочку платежа под обещания клиента заплатить вовремя и в срок, менеджеры по продажам потом находят тысячи объяснений, почему они не могут потребовать от клиента вернуть задолженность...

Читать дальше>>>

 

Оргструктура оптовой компании

3 варианта (примера) организационной структуры оптовой торговой компании.

Если Вы находитесь на этапе переосмысления собственной оргструктуры и Вам интересно, как данные вопросы решены у других компаний, то этот документ для Вас.

Читать дальше>>>

 

Положение об отделе маркетинга

"Положение..." поможет превратить работу Вашей службы маркетинга из мутного шаманства в прозрачную, хорошо структурированную и профессиональную деятельность на пользу Вашему бизнесу.

Читать дальше>>>

 

Положение об оплате труда и материальном стимулировании

Слишком часто в компаниях система оплаты труда и материального стимулирования никак не регламентирована.

Это приводит к тому, что один из основных механизмов мотивации сотрудников работает не в полную силу. Фирма теряет важнейший ресурс своего развития.

Простой шаг — регламентация системы оплаты труда и материального стимулирования работников, — обычно дает ясный и сильный эффект...

Читать дальше>>>

 

Как открыть филиал торговой компании в регионе?

(подробная методика)

Методика предназначена тем компаниям, которые пришли к необходимости развития собственной региональной сети, но еще не имеют достаточного опыта в открытии филиалов...

Читать дальше>>>

 

123consulting@mail.ru

 

Политика конфиденциальности


Copyright © 1999-2023. ООО"ОВФ Консалт", All rights reserved

+7 (985) 762-86-04 +7 (985) 762-8604

         

с 11-Июня-1999

Секреты как вовлечь сотрудников?

Закрытый семинар
для руководства компании

«АНАТОМИЯ КОРПОРАТИВНОЙ
ЛОЯЛЬНОСТИ»

Лояльность сотрудников – это конкурентное преимущество.

Компании с нелояльным персоналом никогда не реализуют свой потенциал.

  • Как повысить уровень лояльности?
  • Движущие силы лояльности
  • Роль топ-менеджеров и владельцев бизнеса
  • Лидерская лояльность